Такие разные родители…
Если внимательно посмотреть на поведение людей в неформальной обстановке, например, на улице, можно сделать много открытий о природе человеческих отношений. Мне, как начинающему педагогу-психологу, особенно интересно наблюдать за поведением детей и их родителей.Вон размашистой походкой идет молодой папа, он одновременно курит, говорит по телефону и, оглядываясь на медленно плетущегося за ним малолетнего сына, успевает подгонять его грубыми откликами. О чем думает малыш, понурив голову и надув губки? Может он хотел поделиться с отцом тем, что узнал нового на занятиях или рассказать о противной девочке, которая все пытается его укусить? Или мальчик мечтает, что папа однажды понесет его на своих плечах и малыш увидит мир с высоты птичьего полета. Но папе некогда и непонятно, почему он нервничает. «Наверно, ему неинтересно со мной. Я ничего из себя не представляю» — заключает малыш. Кто-то будет спорить со мной: «Дети не могут так по-взрослому размышлять!» Вынуждена с вами согласиться: у детей не развиты настолько мышление и речь, чтобы логично и обстоятельно донести ход мыслей до близких людей. И, к сожалению, ребенок не может передать всю гамму чувств, которая охватывает его в каждый момент времени: безудержная радость и восторг, смертельная обида и глубокая печаль, невыносимая душевная боль и острая злость…

Каким будет этот мальчик лет через десять? Возможно, ему не захочется проявлять инициативу, он будет испытывать трудности в общении и чувствовать себя неуверенно, ему сложно будет иметь и отстаивать свое мнение…

А может быть, он, наоборот, будет разными неконструктивными способами привлекать к себе внимание, идти напролом, доказывая себе и другим, что он может, имеет право на самовыражение…

В любом случае подобное поведение ребенка – результат попустительского отношения родителей.

Однажды на выставке народных умельцев я стала свидетелем «образцового воспитания». Отец громко и бесцеремонно указывал сыну младшего школьного возраста, к какому изделию подойти, уверенно комментировал их достоинства и недостатки, он постоянно делал ребенку замечания, типа «встань прямо», «убери руки из карманов» и т.п. Авторитарный родитель, принимая все решения и подчиняя ребенка своей воле и авторитету, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием, ограничивает его самостоятельность. Если ребенок силен духом и социально активен, то , возможно, в подростковом возрасте, он будет сопротивляться и проявлять агрессию. Робкие, неуверенные в себе подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, а, напротив, проявляется подозрительность, постоянная настороженность и даже враждебность к окружающим.

А вот другой пример. На детской площадке гуляет мама со своей маленькой дочкой. «Только что это за гуляние?» — удивилась бы малышка, если бы умела говорить. «По лужам не ходи, ты же девочка! Песок не раскидывай – замараешься! Опять упала, а я тебе говорила: ходить надо с мамой за ручку. Мороженку хочешь? Пойдем, я тебе куплю…» Мама проявляет гиперопеку, т.е . стремится постоянно быть рядом с ребенком, решает за него все проблемы, постоянно тревожится, что с ребенком может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости ребенка, с другой – к формированию у него тревожности, инфантильности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

И последний пример, который вдохновил меня на создание этой статьи. По радуге не без помощи мамы карабкается малыш. Он крепко держится руками за холодное железо, опираясь уверенно ногами о перекладину. Конечно, чего ему бояться, ведь мама поддерживает его руками. Малыш с каждой перекладиной поднимается выше, а мама уже еле до него дотягивается. И наступает момент, когда невысокого роста мама уже не может помочь сынишке, а карапуз уже не может ни подняться дальше, ни спуститься. Я наблюдаю, что будет дальше. И они начинают вместе смеяться! Бесценные мгновения глубочайшего единения взрослого и ребенка, когда объединяет их радость познания жизненного пространства и своих возможностей. Не часто увидишь таких искренне счастливых членов семьи. Я спросила разрешения помочь в их непростой ситуации и получив добро, помогла малышу спуститься на безопасное место. Глаза ребенка блестели от пережитых ощущений. Таким образом, возможно неосознанно, мама учит ребенка доверию всему его окружению, повышает его конструктивную активность в освоении мира. Именно в такие моменты укрепляется эмоциональный контакт, который не купишь ни за какие деньги. Гуманное отношение к другим людям в развитии ребенка, способствует теплая тесная связь родителей и детей. Это яркий пример гармоничных семейных отношений, где учитываются желания и потребности друг друга, где к ребенку проявляют безусловную любовь и уважение.

Можно приводить бесконечные примеры проявлений таких разных нас, родителей. Важно понимать, какими будут наши дети после нашего влияния на них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *